02.07.2020

198

Ониомания, или проще говоря – шопоголизм,  для некоторых людей становится настоящей проблемой. Название этой проблемы произошло от греческих слов onios – «для продажи» и mania – «безумие».

Казалось бы, если есть возможность, то почему бы и не заниматься покупками в своё удовольствие?! Но в эпоху потребления и перепотребления шопоголизм признан почти эпидемией,  и, как любая психологическая зависимость, имеет свои последствия.

Для начала определим, что шопоголики - это люди, не способные контролировать свои порывы к покупкам, они чаще всего не могут вовремя остановиться, скупая нужное и ненужное, забывая о времени и средствах, потраченных на покупки.

Режим самоизоляции привнес в этот термин новый смысл и теперь все те, кто решается на поход в магазин, могут ощутить себя настоящим шопоголиком. Это связано со следующими факторами:

  • Снижение количества получаемых впечатлений за период самоизоляции.
  • Искусственное ощущение дефицита (например, торговые центры не работают, сложно найти размер и поэтому нужно брать срочно),
  • Покупка как способ снизить тревожность = «у меня все есть, значит все будет хорошо»,
  • Страх, что самоизоляция повторится и человек испытает какие-то сложности с поиском нужной вещи, а значит - лучше запастить впрок.

 

Доступность онлайн-покупок побуждает к шопоголизму всех, кто пользуется сервисами интернет-магазинов. Когда вещи в виртуальной корзине, мы можем не заметить, сколько их приобретено, на какую сумму, и все ли они так нужны, как казалось в первый момент. Тот же эффект наблюдается если платить картой, а не наличными, тогда ощущение потраченных денег не такое явное.

Но причиной могут быть и более глубинные личностные переживания или даже расстройств. Так, например, психиатры из Ганноверской медицинской школы в Германии считают, что  у многих людей тяга покупать вещи через интернет имеет признаки навязчивого поведения, что относится к психическим отклонениям. Некоторые исследователи описывают шопоголизм как стратегию справиться с депрессией, одиночеством, детскими травмами.

Принято различать несколько типов шопоголиков. Одна из таких классификаций включает 3 типа шопоголиков:

1. Осознанный, или разумный – тот, кто покупает нужные вещи, но не всегда в нужном количестве, иногда не может устоять перед скидками и акциями.

2. Спонтанный – покупает вещи «просто так», поход за покупками воспринимается как «времяпрепровождение» или «прогулка», не может пройти мимо надписи «SALE», но и не считает себя шопоголиком.

3. Истинный шопоголик – спускает все деньги на покупки, не может остановиться, покупает вещи, которые даже не распаковывает. У таких шопоголиков могут быть целые комнаты отведены под покупки, а баланс кредитной карты стремиться к нулю.

 

Как справиться с пагубной привычкой?

  • Самый первый совет – не покупайтесь на скидки. Иллюзия выгоды побуждает покупать даже то, применение чему еще не найдено.
  • Время – ваш союзник. Прежде, чем пойти на кассу с покупкой, сделайте паузу, обдумайте покупку, оцените ее необходимость.
  • Найдите компаньона, который более рационально относится к покупкам, если Вы знаете, что склонны к импульсивным приобретениям.
  • Ну, и, конечно же, бессменный помощник – список покупок: перед походом в магазин за новой одеждой переберите гардероб, вспомните, что у вас есть и зафиксируйте, что необходимо купить.
  • Установите сами себе искусственные ограничения: возьмите с собой карточку, на которой определенная сумма денег, исходя из вашего списка; ограничьтесь 1-2 покупками за рамками списка.
  • Найдите другие поводы для радости.

 

Надеемся, соблюдая эти несложные правила, вы сможете воздержаться от излишних покупок и сэкономить ваше время и деньги.

 

Ирина Семенова, психолог ГАУ ТО «МИАЦ».

Фото заимствовано из открытых интернет-источников.


Контент с тегом вторая_новость_на_портале times .