02.07.20
4924
1
ПСИХОЛОГ: «Оно Вам надо?» или ониомания в действии
Ониомания, или проще говоря – шопоголизм, для некоторых людей становится настоящей проблемой. Название этой проблемы произошло от греческих слов onios – «для продажи» и mania – «безумие».
Казалось бы, если есть возможность, то почему бы и не заниматься покупками в своё удовольствие?! Но в эпоху потребления и перепотребления шопоголизм признан почти эпидемией, и, как любая психологическая зависимость, имеет свои последствия.
Для начала определим, что шопоголики - это люди, не способные контролировать свои порывы к покупкам, они чаще всего не могут вовремя остановиться, скупая нужное и ненужное, забывая о времени и средствах, потраченных на покупки.
Режим самоизоляции привнес в этот термин новый смысл и теперь все те, кто решается на поход в магазин, могут ощутить себя настоящим шопоголиком. Это связано со следующими факторами:
- Снижение количества получаемых впечатлений за период самоизоляции.
- Искусственное ощущение дефицита (например, торговые центры не работают, сложно найти размер и поэтому нужно брать срочно),
- Покупка как способ снизить тревожность = «у меня все есть, значит все будет хорошо»,
- Страх, что самоизоляция повторится и человек испытает какие-то сложности с поиском нужной вещи, а значит - лучше запастить впрок.
Доступность онлайн-покупок побуждает к шопоголизму всех, кто пользуется сервисами интернет-магазинов. Когда вещи в виртуальной корзине, мы можем не заметить, сколько их приобретено, на какую сумму, и все ли они так нужны, как казалось в первый момент. Тот же эффект наблюдается если платить картой, а не наличными, тогда ощущение потраченных денег не такое явное.
Но причиной могут быть и более глубинные личностные переживания или даже расстройств. Так, например, психиатры из Ганноверской медицинской школы в Германии считают, что у многих людей тяга покупать вещи через интернет имеет признаки навязчивого поведения, что относится к психическим отклонениям. Некоторые исследователи описывают шопоголизм как стратегию справиться с депрессией, одиночеством, детскими травмами.
Принято различать несколько типов шопоголиков. Одна из таких классификаций включает 3 типа шопоголиков:
1. Осознанный, или разумный – тот, кто покупает нужные вещи, но не всегда в нужном количестве, иногда не может устоять перед скидками и акциями.
2. Спонтанный – покупает вещи «просто так», поход за покупками воспринимается как «времяпрепровождение» или «прогулка», не может пройти мимо надписи «SALE», но и не считает себя шопоголиком.
3. Истинный шопоголик – спускает все деньги на покупки, не может остановиться, покупает вещи, которые даже не распаковывает. У таких шопоголиков могут быть целые комнаты отведены под покупки, а баланс кредитной карты стремиться к нулю.
Как справиться с пагубной привычкой?
- Самый первый совет – не покупайтесь на скидки. Иллюзия выгоды побуждает покупать даже то, применение чему еще не найдено.
- Время – ваш союзник. Прежде, чем пойти на кассу с покупкой, сделайте паузу, обдумайте покупку, оцените ее необходимость.
- Найдите компаньона, который более рационально относится к покупкам, если Вы знаете, что склонны к импульсивным приобретениям.
- Ну, и, конечно же, бессменный помощник – список покупок: перед походом в магазин за новой одеждой переберите гардероб, вспомните, что у вас есть и зафиксируйте, что необходимо купить.
- Установите сами себе искусственные ограничения: возьмите с собой карточку, на которой определенная сумма денег, исходя из вашего списка; ограничьтесь 1-2 покупками за рамками списка.
- Найдите другие поводы для радости.
Надеемся, соблюдая эти несложные правила, вы сможете воздержаться от излишних покупок и сэкономить ваше время и деньги.
Ирина Семенова, психолог ГАУ ТО «МИАЦ».
Фото заимствовано из открытых интернет-источников.
Популярное
Все новости
09.11.2022
13690
0
Кадровые службы Тюменской области готовы к переменам
07.11.2022
13412
0
Проведите выходной с пользой - защитите себя от вируса!
03.11.2022
13536
0
Уважаемые коллеги, у нас отличная новость!
01.11.2022
13654
0
Оформление инвалидности - самый часто задаваемый вопрос «горячей линии»