02.10.19

3544

ПСИХОЛОГИЯ: Интернет-зависимое поведение детей и подростков

«Наш мир … в 21 веке лучше всего обозначить как мир теле/веб/игровой зависимости».

                                                                                              Стентон Пиил, профессор психологии

 

Устойчивые увлечения детей и подростков (компьютерные игры, пользование Интернетом, сотовые телефоны и т.д.) переходят в зависимое поведение – это одна из форм патологического поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности и  сопровождающаяся изменением  психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Опасной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы зависимости к другой, от одного зависимого объекта к другому (например: от злоупотребления игрой на компьютере к злоупотреблению алкоголем, наркотическими веществами и др.)

Причины устойчивого увлечения детей и подростков Интернетом:

  • Стремление к психологическому комфорту с помощью увлечения Интернетом стресса.
  • При дефиците эмоционального тепла, внимания со стороны близких - получение его от другого, установление эмоциональных отношений и связей не с людьми, а с неодушевленными предметами или активностью.
  • Получение удовольствия, приятных ощущений.
  • Облегчение скуки, занятость свободного времени.
  • Принадлежность к новой субкультуре, имеющей свой язык, этику, мораль, социальную активность.
  • Утверждение собственного Я (самостоятельность, «Я-взрослый», «Я- идеальный»).

Отрицательные факторы технологических увлечений.

  • Формирование зависимого поведения.
  • Присоединение новых форм зависимости (несовершеннолетние с игровой зависимостью в 22% злоупотребляют алкоголем, 21% имеет опыт употребления наркотических веществ).
  • Одиночество, ослабление коммуникативных навыков.
  • Пропуски школьных занятий, снижение учебной успеваемости, социальная дезадаптация.
  • Получение негативной информации.
  • Снижение волевой активности у детей и подростков.
  • Ухудшение общего самочувствия: головные боли, нарушения сна и аппетита, снижение зрения, повышенная утомляемость.
  • Появление психических расстройств: агрессивное поведение, депрессии, суицидальные попытки.                                                                                                                                                                                                                                Роль семьи в профилактике зависимого поведения у детей и подростков

          Активное участие родителей в воспитании своих детей:

  • в детстве у детей игры должны быть разнообразными, соответствующими возрасту ребенка;
  • родители должны постоянно общаться с детьми: обсуждать их успехи и неудачи, знакомиться с кругом друзей, их увлечениями;
  • быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка;
  • · при возникновении доминирующего увлечения должны предложить ребенку другое, с учетом его интересов;
  • в семье должна отсутствовать переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, убеждение, что все проблемы можно решить с помощью денег;
  • родители должны формировать у ребенка такие качества, как умение сохранять деньги, планировать бюджет;
  • в семье должно быть внимательное отношение к здоровью ее членов;
  • при появлении отрицательных факторов технологических увлечений необходимо обратиться в кабинет кризисной помощи по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена, 74 (понедельник-пятница с 8.00 до 19.00), телефоны доверия: 8 800-220-8000; 8 (3452) 50-66-43 (круглосуточный режим работы).

 

Материалы ГБУЗ ТО "Областная клиническая психиатрическая больница".