09.08.19

525

Как выйти из конфликта без ущерба для здоровья

Конфликты наносят угрозу психологическому состоянию людей. Сколько существует человек, столько и происходят в его жизни конфликтные ситуации. Только на необитаемом острове не происходят конфликты.  Конфликты – повседневная реальность.

Реакция людей во многом зависит не только от качеств человека, но и от социума. Нередко в процессе совместной деятельности могут возникнуть трудности, а точнее их можно назвать конфликтными ситуациями.

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

В одной конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному. Основные типы поведения людей в конфликтах: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс и сотрудничество.  

Во время конфликта люди, как правило, совершенно не осознают то, что они совершают. Они не только могут оказывать психологическое влияние на своего соперника, но и сами попадают под его воздействие.

Основными признаками конфликта являются: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; объект конфликта, который не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не искать выход из создавшейся ситуации.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Конфликтная ситуация — это противоречивая позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.

Как выйти из конфликтной ситуации

  • Чтобы уменьшить напряжение, необходимо не замыкаться на собственном состоянии (например, на своей обиде) или своих мыслях. Надо попытаться настроиться на партнера, мыслен­но встать на его место и представить, какие события привели его в это состояние. Глядя в глаза партнеру, следя за изменениями его лица, позы, положения рук, постарайтесь почувствовать, как бы вы сами себя чувствовали и как бы действовали в этом состоянии.
  • Дать "агрессору" выговориться. Это позволит ему разрядить напряжение, снимет его аг­рессивный заряд и облегчит дальнейший контакт. Конечно, необходимо очень внимательно вы­слушать все сказанное.
  • В случае агрессивного нападения наилучший эффект даст неожиданность вашей реакции. Посмотрим, чего ожидает "агрессор". По его "сценарию", вы должны либо "ответить тем же", то есть впасть в раздражение, гнев, накричать в ответ. Или,  наоборот, испугавшись, уступить, признать поражение. Чтобы избежать такого развития событий, попробуйте не обеспечить ожидаемого результата. Типичной в конфликте является реакция агрессии или страха; обиженный либо напада­ет, либо "сдается". Гораздо целесообразнее использовать эхо-технику и "вернуть" партнеру его вы­сказывание, полностью сохраняя самообладание и вежливость. В результате снижается напряже­ние, партнер ощущает ваше уважение и интерес к нему, а вы получаете полную информацию о причинах конфликта и возможность что-то объяснить.
  • Скажите партнеру о том впечатлении, которые произвели его слова, о том состоянии, в которое они вас привели. Сделайте это искренне, прямо, деликатно, не затрагивая личность обидчика,  говоря именно о том воздействии, которое ощутили вы. Например, не стоит говорить: "Вы грубиян" или "Вы мне грубите", а лучше сказать: "Меня обижают ваши слова", "Я огорчен тем, как вы со мной разговариваете". Иногда полезно также обозначить эмоциональное состояние партнера, например: "Мне кажется, вас это очень огорчает".
  • Дайте понять партнеру, что вы уважаете его личность и ощутить его значимость, цен­ность его суждений и мнений.
  • Обращайтесь к фактам, аргументируйте свою точку зрения.
  • Увидев правоту партнера, признайте свою ошибку и предложите выход из ситуации.
  • Используйте юмор (а не иронию). Это хороший способ снять напряжение.
  • Подчеркните свою близость с собеседником, найдите что-то общее между вами.
  • Выработайте собственную стратегию поведения в конфликте. Прежде всего, уже осоз­нание такой возможности способно помочь само по себе.
  • Кроме того, можно отвлечься в трудный момент от мыслей о себе, переключить мысли на другую тему, а также проанализировать, почему человек нападает, чего он добивается.
  • Иногда уступка партнеру поможет избежать унижения и чувства вины.
  • Попытайтесь посочувствовать "агрессору", попытавшись понять причины, побудившие его вступить в конфликт.
  • Иногда нужно противостоять другим. Но необходимо делать это, не ставя себе цель уни­зить другого, а работая непосредственно с предметом конфликта.

 

Ольга Шарашкина, психолог ГАУ ТО "МИАЦ".