22.12.21

2603

Минздрав и Роспотребнадзор. Кто за что отвечает?

Сейчас и Минздрав, и Роспотребнадзор издают приказы и рекомендации, связанные с коронавирусом. Сегодня на МЕДИНФО 72 мы разберем, к кому все же нужно обращаться, когда есть вопрос о пандемии.

Роспотребнадзор – это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека‎. Служба занимается тем, что вырабатывает и реализует законы по защите прав потребителей, в которых описываются отношения между продавцом и покупателем. Например, «Закон о защите прав потребителей». В нем есть статья об имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги). Если в кафе человеку продали испорченную еду, он отравился и не мог несколько дней работать, то кафе должно будет оплатить ему пропущенные рабочие дни.

«Реализует» – означает, что Роспотребнадзор следит, чтобы эти законы соблюдались. Например, если человек пришел в стоматологию, попросил лицензию медицинской организации, а ее отказываются показать, то после жалобы Роспотребнадзор будет проверять, есть ли вообще у фирмы лицензия и почему ее не предоставили.

Кроме того, Роспотребнадзор разрабатывает и утверждает санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН) и гигиенические нормативы, по которым должны работать предприятия, чтобы посетители и работники ничем не заболели. Возьмем, к примеру, школьное питание. По СанПиНу с каждого блюда нужно брать суточную пробу — образец, по которому проверяют технологию приготовления. Еще ее используют, если кто-то отравился, чтобы проверить, связано ли отравление с едой. Эту пробу хранят в отдельном холодильнике в стерильной емкости двое суток. Что с ней делать дальше – тоже написано в СанПине. Если что-то сделать не так, Роспотребнадзор может наложить штраф.

В-третьих, Роспотребнадзор организовывает и осуществляет надзор в области защиты прав потребителей. Этим занимаются те самые инспекторы, которые ходят по кафе, клиникам и больницам, чтобы проверить, все ли там чисто и соответствуют ли они СанПиНу.

Минздрав регулирует работу здравоохранения. У министерства в положении большой список функций, вот некоторые из них:

  • здравоохранение — организация медицинской профилактики, помощи, реабилитации и экспертизы;
  • медицинское страхование — выдача и использование полисов ОМС;
  • фармацевтика — обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарств, оборот медицинских изделий. Например, если производитель хочет зарегистрировать новое лекарство, то Минздрав проводит экспертизу, чтобы проверить безопасность препарата.

 

В чем разница между организациями

Роспотребнадзор следит за тем, чтобы у стоматологической клиники, где вы лечите кариес, была лицензия, а Минздрав — за тем, чтобы, если все-таки вам не так вылечили кариес, то потом им занимались уже образованные врачи по стандартам и протоколам в оборудованной больнице оригинальными препаратами.

В пандемию различия между организациями стали стираться. С коронавирусом борется и Минздрав, и Роспотребнадзор. Например, официальный сайт про коронавирус в России «Стопкоронавирус»‎ управляется обоими ведомствами.

К кому обращаться по поводу коронавируса

Существует единая горячая линия по вопросам о коронавирусе по номеру 8-800-2000-112, но не указано, какое из ведомств ведет ее. Скорее всего, оба вместе. Оператор по телефону не смогла ответить, какая организация ведет горячую линию. При звонке бот говорит, что можно узнать про вакцинацию; симптомы коронавируса; статистику о вирусе; возвращение в Россию из-за рубежа; выплаты на детей; вакцинацию мигрантов; соблюдение трудового законодательства.

Разграничение исходит из компетенции организаций. Если это касается регулирования — например, какие рекомендации по лечению ковида сейчас действуют или какие госпитали принимают больных ковидом — то в Минздрав. Если жалоба и проверка — то Роспотребнадзор.

В Тюменской области  региональным Департаментом здравоохранения для обеспечения доступности и повышения качества оказания медицинской помощи организована «горячая линия» по приему обращений граждан: 8 (3452) 68-45-65 и 8-800-250-30-91.

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области предлагает жителям региона обращаться  на единую службу оперативной помощи по вопросам COVID-19 по телефонам: 8-800-234-35-22, 122. По вопросам тестирования на коронавирусную инфекцию, профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний – по телефону 8-800-302-26-70. По вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия: 8 (3452) 20-86-66. Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.

 

По материалам интернет-журнал «Купрум» https://cuprum.media/

Фото из открытых источников интернета.