Нарушение норм профессиональной этики и деонтологии

Медицинская этика и деонтология – это наука, обосновывающая принципы поведения медицинского персонала, способствующие созданию необходимой обстановки при обследовании, лечении и реабилитации больного. При этом учитываются не только условия, способствующие полезности лечения, но и мероприятия, не допускающие отрицательных результатов. В данном случае речь идет о должном поведении всего медицинского персонала в интересах охраны здоровья человека.
 

Современное общество предъявляет все большие требования к уровню профессионализма медицинского персонала: наряду с совершенствованием технологий и использованием новых технологий важной составляющей профессиональной компетентности медицинского персонала остается коммуникации: умение преподносить информацию в доступной и корректной форме.

Для медицинского работника, чья профессиональная деятельность связана с непосредственным воздействием на человека, общение является важнейшим профессиональным инструментом. Высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками, предъявляет высокие требования к коммуникативной компетентности специалиста.

Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности медицинского работника означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Для медицинского работника компетентность в общении включает в себя положительную направленность взаимодействия и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии, верный выбор направленности и позиции в общении; отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия, общую социально-психологическую компетентность.

В ходе лечебного процесса медицинским работникам приходится взаимодействовать с самыми разными пациентами (тревожными, неуравновешенными, ипохондрическими, агрессивными, и др.), на психику которых оказывает влияние то или иное соматическое заболевание, меняющее привычный образ жизни и отношение пациента к окружающим людям и самому себе. И здесь врачу необходимо верно выбрать тактику общения, максимально адаптированную для личностных характеристик каждого пациента.

 

Взаимоотношения в коллективе и с пациентами

Взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами должны характеризоваться доброжелательностью, чувством товарищества, коллективизма и взаимопомощью. Совершенно недопустимыми являются такие заявления больному: «И зачем вас только оперировали» или: «А вас не так лечили». Высококультурный медицинский работник никогда не позволит себе подобных выражений, ибо такие разговоры приносят огромный вред больному, не говоря уже об их неэтичности.

Медицинский работник, борясь за жизнь больного, имеет возможность применить не только свои лучшие качества, свой талант, но и воспользоваться советом, опытом и даже помощью своих коллег. От таких взаимоотношений медицина только выигрывает. Однако дружба, взаимопомощь в коллективе не должны являться стеной для критики ошибок, недостатков в работе. Не менее важно требовательное, но в то же время товарищеское отношение к вспомогательному медицинскому персоналу, так как все службы в медицине взаимосвязаны и от качества работы каждого сотрудника зависит общий
успех. Поэтому грубое слово, повышение голоса в присутствии больных и членов коллектива является недопустимым.
Профессиональная деятельность накладывает на медицинский персонал не только моральную, но и юридическую ответственность. Неоказание больному необходимой помощи или грубое нарушение техники медицинских манипуляций, повлекшее за собой смерть больного, рассматривается как непредумышленное убийство.
 

Требования к внешнему виду

Медицинский работник должен быть образцом чистоты и аккуратности. Он должен соблюдать правила личной гигиены и гигиены одежды. Личная гигиена представляет собой комплекс правил и рекомендаций, направленных на сохранение здоровья человека. Халат должен быть чистым, наглухо застегнутым, а шапочка полностью закрывать волосы. Халат необходимо оставлять в специально отведенном шкафчике, категорически запрещается выходить за пределы лечебно-профилактического учреждения в спецодежде. Перед посещением туалета халат и шапочку снимают. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, которая не разрушается от частой стирки, кипячения и обработки дезинфицирующими средствами. Халат должен прикрывать платье полностью. Медицинский персонал, работающий в стационаре, должен носить в отделении сменную обувь. Это диктуется интересами больных, так как при ходьбе создается меньше шума. Тапочки должны быть кожаные или на резиновой подошве, но отнюдь не войлочные, не меховые, так как последние хорошо впитывают в себя грязь и трудно поддаются санитарной обработке. 

Создание благоприятных условий пребывания больного в стационаре, проявление деликатного и тактического отношения, готовность оказать ему помощь в любую минуту являются обязательными условиями успешного лечения. Правила ухода за больными определяются деонтологическими принципами, гуманным, внимательным отношением к ним. Предупредительность, вежливость, тактичность, чувство сострадания и самопожертвования являются важным условием успешной работы медицинских работников.