09.08.19
2178
ПСИХОЛОГИЯ: Как выйти из конфликта без ущерба для здоровья
Конфликты наносят угрозу психологическому состоянию людей. Сколько существует человек, столько и происходят в его жизни конфликтные ситуации. Только на необитаемом острове не происходят конфликты. Конфликты – повседневная реальность.
Реакция людей во многом зависит не только от качеств человека, но и от социума. Нередко в процессе совместной деятельности могут возникнуть трудности, а точнее их можно назвать конфликтными ситуациями.
Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
В одной конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному. Основные типы поведения людей в конфликтах: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс и сотрудничество.
Во время конфликта люди, как правило, совершенно не осознают то, что они совершают. Они не только могут оказывать психологическое влияние на своего соперника, но и сами попадают под его воздействие.
Основными признаками конфликта являются: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; объект конфликта, который не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не искать выход из создавшейся ситуации.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
Конфликтная ситуация — это противоречивая позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.
Как выйти из конфликтной ситуации
- Чтобы уменьшить напряжение, необходимо не замыкаться на собственном состоянии (например, на своей обиде) или своих мыслях. Надо попытаться настроиться на партнера, мысленно встать на его место и представить, какие события привели его в это состояние. Глядя в глаза партнеру, следя за изменениями его лица, позы, положения рук, постарайтесь почувствовать, как бы вы сами себя чувствовали и как бы действовали в этом состоянии.
- Дать "агрессору" выговориться. Это позволит ему разрядить напряжение, снимет его агрессивный заряд и облегчит дальнейший контакт. Конечно, необходимо очень внимательно выслушать все сказанное.
- В случае агрессивного нападения наилучший эффект даст неожиданность вашей реакции. Посмотрим, чего ожидает "агрессор". По его "сценарию", вы должны либо "ответить тем же", то есть впасть в раздражение, гнев, накричать в ответ. Или, наоборот, испугавшись, уступить, признать поражение. Чтобы избежать такого развития событий, попробуйте не обеспечить ожидаемого результата. Типичной в конфликте является реакция агрессии или страха; обиженный либо нападает, либо "сдается". Гораздо целесообразнее использовать эхо-технику и "вернуть" партнеру его высказывание, полностью сохраняя самообладание и вежливость. В результате снижается напряжение, партнер ощущает ваше уважение и интерес к нему, а вы получаете полную информацию о причинах конфликта и возможность что-то объяснить.
- Скажите партнеру о том впечатлении, которые произвели его слова, о том состоянии, в которое они вас привели. Сделайте это искренне, прямо, деликатно, не затрагивая личность обидчика, говоря именно о том воздействии, которое ощутили вы. Например, не стоит говорить: "Вы грубиян" или "Вы мне грубите", а лучше сказать: "Меня обижают ваши слова", "Я огорчен тем, как вы со мной разговариваете". Иногда полезно также обозначить эмоциональное состояние партнера, например: "Мне кажется, вас это очень огорчает".
- Дайте понять партнеру, что вы уважаете его личность и ощутить его значимость, ценность его суждений и мнений.
- Обращайтесь к фактам, аргументируйте свою точку зрения.
- Увидев правоту партнера, признайте свою ошибку и предложите выход из ситуации.
- Используйте юмор (а не иронию). Это хороший способ снять напряжение.
- Подчеркните свою близость с собеседником, найдите что-то общее между вами.
- Выработайте собственную стратегию поведения в конфликте. Прежде всего, уже осознание такой возможности способно помочь само по себе.
- Кроме того, можно отвлечься в трудный момент от мыслей о себе, переключить мысли на другую тему, а также проанализировать, почему человек нападает, чего он добивается.
- Иногда уступка партнеру поможет избежать унижения и чувства вины.
- Попытайтесь посочувствовать "агрессору", попытавшись понять причины, побудившие его вступить в конфликт.
- Иногда нужно противостоять другим. Но необходимо делать это, не ставя себе цель унизить другого, а работая непосредственно с предметом конфликта.
Ольга Шарашкина, психолог ГАУ ТО "МИАЦ".
Популярное
Asset Publisher
09.11.2022
13691
0
Кадровые службы Тюменской области готовы к переменам
07.11.2022
13412
0
Проведите выходной с пользой - защитите себя от вируса!
03.11.2022
13538
0
Уважаемые коллеги, у нас отличная новость!
01.11.2022
13654
0
Оформление инвалидности - самый часто задаваемый вопрос «горячей линии»